Правила проведения основного государственного экзамена ГИА (ОГЭ, ГВЭ) в 2017 году

Правила проведения государственной итоговой аттестации

по образовательным программам основного общего образования

 в 2017 году в городе Москве

(информация для участников экзамена/законных представителей)

 

1.    Общие сведения

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9) является обязательной.

ГИА-9 включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Общее количество экзаменов в 9 классах не должно превышать четырех экзаменов.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике. (Изменения вступят в силу после утверждения и публикации новой редакции Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования).

ГИА-9 проводится в формах основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ).

При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы (далее – КИМ) стандартизированной формы.

ГВЭ проводится в форме письменных и (или) устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

 

2.    Участники ГИА-9

К ГИА-9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных).

Участниками ОГЭ являются:

обучающиеся образовательных организаций, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе соотечественники за рубежом, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также лица, освоившие образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к ГИА.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2015 года № 08-432 "О повторном прохождении государственной итоговой аттестации" лицам, ранее получившим допуск к ГИА, в том числе в прошлом учебном году, но не прошедшим еѐ (по причине неявки, длительной болезни и др.) или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты, должен быть обеспечен допуск к повторному прохождению ГИА (без предъявления требований повторного получения допуска к еѐ прохождению).

По желанию форму ОГЭ могут выбрать:

обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;

обучающиеся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации;

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья;

обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды;

обучающиеся в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Форму ГВЭ могут выбрать:

обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения), обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды, освоившие образовательные программы основного общего образования; обучающиеся, освоившие в 2014 и 2015 годах образовательные программы основного общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

 

3.    Регистрация на участие

Для участия в ГИА-9 обучающемуся необходимо до 1 марта текущего года подать заявление в образовательную организацию, имеющую государственную аккредитацию по образовательной программе основного общего образования, с указанием перечня выбранных предметов и формы (форм) ГИА-9.

Заявления подаются обучающимися лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

После подачи заявления обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлении экзаменов только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально). В этом случае, не позднее, чем за две недели до начала соответствующих экзаменов, обучающийся подает заявление в государственную экзаменационную комиссию города Москвы (далее – ГЭК) с указанием измененного перечня учебных предметов, по которым он планирует пройти ГИА-9, и причины изменения заявленного ранее перечня.

 

4.    Сроки проведения ГИА-9

Расписание экзаменов и необходимая информация о порядке проведения ГИА-9 публикуются на официальных сайтах: Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (obrnadzor.gov.ru), Департамента образования города Москвы (dogm.mos.ru), ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (mcko.ru), регионального центра обработки информации города Москвы  (rcoi.mcko.ru).

ГИА начинается не ранее 25 мая текущего года.

Для обучающихся, не имеющих возможности по уважительным причинам, подтвержденным документально, пройти ГИА-9 в основной период, ГИА-9 проводится досрочно, но не ранее 20 апреля.

ГИА-9 для обучающихся образовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, освобождаемых от отбывания наказания не ранее, чем за три месяца до начала ГИА-9, проводится досрочно в сроки, определяемые Департаментом образования города Москвы по согласованию с учредителями таких исправительных учреждений, но не ранее 20 февраля.

Повторно к сдаче ГИА-9 по соответствующему учебному предмету в текущем году по решению ГЭК допускаются следующие обучающиеся:

получившие на ГИА-9 неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов;

не явившиеся на экзамены по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

апелляция которых о нарушении установленного порядка проведения ГИА-9 конфликтной комиссией города Москвы была удовлетворена;

результаты которых были аннулированы ГЭК в случае выявления фактов нарушений установленного порядка проведения ГИА, совершенных лицами, присутствующими в пункте проведения экзаменов (далее- ППЭ) в день экзамена, или иными (неустановленными) лицами.

 

5.    Проведение ГИА-9

 

В день экзамена участник ГИА-9 прибывает в ППЭ не позднее 9.15 по московскому времени.

Допуск обучающихся в ППЭ осуществляется при наличии у них документа, удостоверяющего личность, и при наличии их в списках распределения в данный ППЭ. В случае отсутствия у обучающегося документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после подтверждения его личности сопровождающим от образовательной организации.

Если участник ГИА-9 опоздал на экзамен, он допускается к сдаче ГИА в установленном порядке, при этом время окончания экзамена не продлевается.

В случае опоздания участника ГИА-9 на экзамен более, чем на 2 часа от начала экзамена (10:00), участник не допускается к экзамену. Уполномоченный представитель ГЭК составляет Акт о недопуске участников ОГЭ, опоздавших на экзамен более чем на 2 часа от начала экзамена в свободной форме в двух экземплярах.

В здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ, до входа в ППЭ выделяется место для личных вещей обучающихся.

В день проведения экзамена в ППЭ участникам ГИА-9 запрещается:

иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.

Ознакомиться со списками распределения участников ГИА-9 по аудиториям можно на информационном стенде при входе в ППЭ.

Участник ГИА-9 занимает рабочее место в аудитории в соответствии с проведенным распределением. Изменение рабочего места не допускается.

До начала экзамена участник ГИА-9 проходит инструктаж и прослушивает информацию о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА-9 и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, а также о времени и месте ознакомления с результатами ГИА-9.

Во время экзамена на рабочем столе участника ГИА-9, помимо экзаменационных материалов, находятся:

гелевая с чернилами черного цвета;

документ, удостоверяющий личность;

лекарства и питание (при необходимости);

специальные технические средства (для лиц с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов);

средства обучения и воспитания, разрешенные для использования на экзамене по некоторым предметам:

по русскому языку - орфографический словарь;

по математике – линейка (справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики, участник ГИА-9 получит вместе с ЭМ);

по химии - непрограммируемый калькулятор (периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимический ряд напряжений металлов участник ГИА-9 получит вместе с экзаменационными материалами);

по физике - непрограммируемый калькулятор;

по географии - непрограммируемый калькулятор, линейка, географические атласы за 7, 8 и 9 классы.

по биологии - непрограммируемый калькулятор и линейка.

Организатор в аудитории выдает участникам ГИА-9 экзаменационные материалы (КИМ и бланки для записи ответов). Участник ГИА-9 проверяет комплектность и качество печати экзаменационных материалов. Если участник ГИА-9 обнаруживает брак или некомплектность экзаменационных материалов, он обращается к организатору для получения нового комплекта экзаменационных материалов.

По указанию организатора участник ГИА-9 заполняет регистрационные поля бланка ответов №1. После этого организатор объявляет начало экзамена, и участник ГИА-9 приступает к выполнению экзаменационной работы.

Если в бланке ответов № 2 на задания с развернутым ответом не хватило места, участник ГИА-9 запрашивает у организатора дополнительный бланк ответов №2. Участник ГИА-9 может при выполнении работы использовать черновики и делать пометки в КИМ. Черновики и КИМ не проверяются и записи в них не учитываются при обработке.

Во время экзамена обучающиеся не общаются друг с другом, свободно не перемещаются по аудитории. Во время экзамена обучающиеся выходят из аудитории и перемещаются по ППЭ в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории обучающиеся оставляют экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе.

Участники ГИА-9, допустившие нарушение порядка проведения экзамена, удаляются из ППЭ. По данному факту составляется акт, который передаётся на рассмотрение в ГЭК. Если факт нарушения участником ГИА-9 порядка проведения экзамена подтверждается, ГЭК принимает решение об аннулировании результатов участника ГИА-9 по соответствующему учебному предмету.

В случае если участник ГИА-9 по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, он досрочно покидает аудиторию. Ответственный организатор должен пригласить организатора вне аудитории, который сопроводит такого участника ГИА-9 к медицинскому работнику и пригласит уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) ГЭК в медицинский кабинет. В случае подтверждения медицинским работником ухудшения состояния здоровья участника ГИА-9 и при согласии участника ГИА-9 досрочно завершить экзамен составляется акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам.

 За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена организаторы сообщают участникам ГИА-9 о скором завершении экзамена и напоминают о необходимости перенести ответы из черновиков и КИМ в бланки ответов.

По истечении времени экзамена организаторы объявляют окончание экзамена и собирают экзаменационные материалы.

Участники ГИА-9, завершившие выполнение экзаменационной работы до объявления об окончании экзамена, имеют право сдать ее организаторам и покинуть ППЭ.

 

6.    Особенности проведения ОГЭ по иностранным языкам

 

Письменная и устная части проходят в разные дни в основные дни основного этапа, в остальные дни (основные и резервные дни досрочного и дополнительных периодов, а также резервные дни основного периода) письменная и устная части проходят в один день.

В дни, когда письменная и устная части проходят в один день, сразу же после завершения выполнения письменной части участники переходят к выполнению устной, т.е. начало выполнения устной части участником возможно до 12 часов по местному времени.

При проведении письменной и устной частей в один день в ППЭ используется 3 типа аудиторий:

письменные аудитории;

аудитории подготовки;

аудитории проведения.

6.1.               Проведение ОГЭ по иностранным языкам в письменной форме

При проведении ОГЭ по иностранным языкам в экзамен включается раздел «Аудирование», все задания по которому записаны на аудионоситель.

Аудитории, выделяемые для проведения раздела «Аудирование», оборудуются средствами воспроизведения аудионосителей.

Для выполнения заданий раздела «Аудирование» технические специалисты или организаторы настраивают средство воспроизведения аудиозаписи так, чтобы было слышно всем обучающимся. Аудиозапись прослушивается обучающимися дважды, после чего они приступают к выполнению экзаменационной работы.

 

6.2.               ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»)

При проведении ОГЭ по иностранным языкам в экзамен также включается раздел «Говорение», устные ответы на задания которого записываются на аудионосители.

Для выполнения заданий раздела «Говорение» используются аудитории, оснащенные средствами цифровой аудиозаписи. Технические специалисты или организаторы настраивают средства цифровой аудиозаписи для осуществления качественной записи устных ответов.

Обучающиеся приглашаются в аудитории для получения задания устной части КИМ и последующей записи устных ответов на задания КИМ.

Обучающийся подходит к средству цифровой аудиозаписи, громко и разборчиво дает устный ответ на задание, после чего прослушивает запись своего ответа, чтобы убедиться, что она произведена без технических сбоев.

Технический специалист или организатор дает обучающемуся прослушать запись его ответа и убедиться, что она произведена без технических сбоев. Если во время записи произошел технический сбой, обучающемуся предоставляется право сдать раздел «Говорение» повторно.

 

7.    Особенности проведения ГИА-9 для отдельных групп участников ГИА-9

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, образовательная организация оборудуется с учетом их индивидуальных особенностей.

Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие указанным обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.

Указанные обучающиеся с учетом их индивидуальных особенностей в процессе сдачи экзамена пользуются необходимыми им техническими средствами. ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.

Для слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Для глухих и слабослышащих обучающихся привлекается ассистент-сурдопереводчик.

Для слепых обучающихся:

-      экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;

-      письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;

-      предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер.

Для слабовидящих обучающихся экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.

Для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи по их желанию ГВЭ по всем учебным предметам проводится в письменной форме.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей) письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением.

Во время проведения экзамена для указанных обучающихся организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

Для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.

 

8.             Ознакомление участников ГИА-9 с результатами экзаменов

График информирования участников ГИА-9 о результатах экзаменовежегодно публикуется на официальном сайте регионального центра информации города Москвы (rcoi.mcko.ru).

Образовательные организации должны ознакомить участников ГИА-9 с полученными ими результатами экзамена по предмету под роспись не позднее, чем через три рабочих дня со дня их утверждения ГЭК.

Ознакомиться с результатами экзамена и посмотреть изображение экзаменационной работы участники ГИА-9 могут на портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы http://pgu.mos.ru.

 

9.    Прием и рассмотрение апелляций

Участник ГИА-9 имеет право подать апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА-9 и (или) о несогласии с выставленными баллами.

Апелляции по содержанию и структуре заданий, а также по вопросы, связанные с нарушением участником ГИА-9 требований к оформлению экзаменационной работы, конфликтная комиссия города Москвы не рассматривает.

Участник ГИА-9 и (или) его родители (законные представители) при желании могут присутствовать при рассмотрении апелляции.

Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения экзамена участник ГИА-9 подает в день проведения экзамена по соответствующему предмету уполномоченному представителю ГЭК не покидая ППЭ.

При рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения экзамена конфликтная комиссия изучает обстоятельства, указанные участником ГИА-9 в заявлении, заключение о результатах проверки и выносит одно из решений:

об отклонении апелляции;

об удовлетворении апелляции.

При удовлетворении апелляции результат экзамена, по процедуре которого участником ГИА-9 была подана апелляция, аннулируется, и участнику ГИА-9 предоставляется возможность сдать экзамен по данному предмету в иной день, предусмотренный расписанием (дополнительные сроки).

Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов экзамена по соответствующему предмету. График информирования участников ГИА о сроках подачи и рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами ежегодно публикуется на официальном сайте регионального центра информации города Москвы (rcoi.mcko.ru)

Участники ГИА-9 подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в свою образовательную организацию. Участники ГИА-9 заблаговременно информируются о времени рассмотрения апелляций.

На заседании конфликтной комиссии города Москвы при рассмотрении апелляции участника ГИА-9 ему предъявляются распечатанные изображения его экзаменационной работы, аудиозапись устных ответов участника ГИА-9 (в случае рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами по иностранному языку).

По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и изменении баллов (в случае выявления ошибок в обработке и (или) оценивании экзаменационной работы).

Результаты экзамена после удовлетворения апелляции о несогласии с выставленными баллами и последующей ее обработки поступают в образовательную организацию участника ГИА-9 в течение 3-8 дней.

 

Источник: Региональный Центр Обработки Информации г.Москвы (РЦОИ)