мое педагогическое кредо

Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в свое время писал: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»

Насколько глубока эта мысль! И насколько она актуальна в наши дни в свете внедрения ФГОС второго поколения!

Мог ли предположить наш великий классик, сидя на лицейской скамье и изучая самые разнообразные науки у лучших учителей того времени, какие колоссальные изменения произойдут в жизни общества в целом и в образовании в частности за двести лет!

В наши дни мы уже не пишем чернилами и гусиными перьями по желтоватой бумаге, а перебираем кнопки на клавиатуре своего ноутбука или скользим пальцами по тачскрину своего планшета. Мы уже не сидим в читальных залах библиотек, не оформляем в почтовых отделениях подписку на периодическую печать, а имеем мгновенный доступ к любой газете или журналу, к любому литературному произведению на любом языке через Всемирную Паутину. Интернет стал для нас источником совершенно любой информации, каналом получения доступа к сокровищнице накопленных человечеством колоссальных Знаний и Опыта! А совершенствующиеся с каждым годом технические устройства для доступа в Интернет предоставляют сейчас такие возможности, которые двести лет назад казались бы абсолютной фантастикой!

Современные дети, кажется, уже рождаются со смартфоном или планшетом в руках! И в этом я вижу серьезную угрозу для всей человеческой цивилизации - Интернет может быть отличным другом, а может стать и страшным врагом. Легкость получения информации через Интернет автоматически делает ненужным запоминание или заучивание какой-либо информации. Современные дети отказываются что-либо запоминать, совершенно логично рассуждая, что в этом нет необходимости, так как они всегда смогут найти нужную информацию в Интернете. Во времена Александра Сергеевича студенты знали наизусть целые тома русских, французских и римских классиков, и образованным считался человек, владеющий четырьмя языками, разбирающийся в истории, политике, риторике, математике, географии, физике... В «доинтернетные» времена любой образованный человек считался таковым благодаря своей памяти, и тем усилиям, которые он затратил на запоминание информации, на развитие своего мышления и интеллекта.

В наш век Интернета приоритеты смещаются. Живо мыслящий ребенок уже становится анахронизмом. Уже сейчас психологи говорят о «клиповости мышления» современных детей и даже предлагают издателям современных учебников учитывать эту особенность при создании учебных пособий. В частности, в учебниках по моему предмету, то есть по английскому языку, тексты становятся коротенькими, сжатыми, т.е. подогнанными под «клиповость мышления» современных детей. Но так ли уж это хорошо? Не совершаем ли мы все вместе ошибку, подстраиваясь под деградирующее мышление детей, вместо того, чтобы бороться с этим и восстановить приоритет развития мышления, чтобы на выходе получить свободно и легко мыслящую личность, а не человеческую особь, способную лишь тыкать пальчиком в экран своего смартфона?

Меня как учителя языкового предмета это особенно тревожит. Я каждый день сталкиваюсь с тем, что некоторые дети не могут выразить свою мысль не потому, что им не хватает языковых средств, а потому что у них не работает механизм формирования законченного речевого продукта. Речь – это результат совокупности всех мыслительных процессов. Если ребенок не умеет анализировать, сопоставлять, рассуждать, обобщать и делать выводы – законченный речевой продукт не возникнет.

В нашем веке новых технологий мы не должны забывать о своей главной цели – научить мыслить. Двадцать лет назад учителя добивались этой цели одними средствами, сейчас мы используем для достижения этой цели гораздо более внушительный арсенал средств, но некоторые из них, например, Интернет, могут оказаться волком в овечьей шкуре.

Особую роль учителя я вижу в том, чтобы «отвоевать» детей у Интернета и вернуть их в формат нормального человеческого общения: к рассуждениям с развернутыми сложноподчиненными высказываниями и к спорам с умением грамотно изложить свою позицию, с логически выстроенными аргументированными доказательствами своей точки зрения.

И, если это война, учителю надо знать врага в лицо, совершать вылазки в тыл и вообще работать разведчиком под прикрытием! То есть знать весь тот современный спектр инструментов, которые Интернет предлагает для образования, квалифицированно владеть этими средствами, но использование Интернет-ресурсов на уроках и в жизни должно быть не целью, а лишь средством для обучения и развития мышления детей.

В своем профессиональном саморазвитии я сделала ставку именно на это. Я ищу различные обучающие интернет-ресурсы, осваиваю новые возможности имеющихся технических средств обучения и стараюсь максимально полно использовать их на своих уроках. Стараюсь развивать мышление детей, используя средства изучаемого языка, и, конечно же, родного.

Да, сейчас наши дети больше и активнее живут в интернете, чем в настоящей жизни. Это объективная реальность, которую уже невозможно изменить. Значит, ее надо принять и использовать для достижения своих целей.

Каким образом это сделать? Использовать всевозможные социальные сети для развития речи! Я всегда протестовала против «гоблинского языка» на русскоязычных сайтах: переписываясь со своими учениками в социальных сетях, я требую соблюдения правил орфографии, пунктуации, и даже исправляю их ошибки, отправляя им ответные комментарии с исправлениями. Допустим, не все эти исправления примут к сведению, но мое глубокое убеждение - если этого не делать совсем, то ничего вообще не изменится, но если это делать постоянно, то понемногу, раз за разом, будет формироваться общая грамотность.

Возможность комментировать в социальных сетях фотографии или новости – это отличный повод для развития речи. Надо поощрять развернутые аргументированные высказывания, увлечь целью виртуозно владеть выразительными средствами родного языка и приблизиться к мастерству нашего классика, который глаголом жег сердца людей.

А затем и грамотное овладение средствами изучаемого иностранного языка не заставит себя ждать!

Разумеется, достижение этой цели займет годы. И задача учителя – постоянно создавать условия, чтобы эта цель стала реальностью.